kaisynoff (kaisynoff) wrote,
kaisynoff
kaisynoff

Categories:

Герой Советского Союза летчик-истребитель Алим Байсултанов.

Алим Байсултанов, балкарец, родился в 1919 году в селе Яникой, ныне Чегемского района Кабардино - Балкарской автономной республики, в семье крестьянина.

В 1937 году окончил педагогическое училище и аэроклуб в Нальчике. В том же году был призван на службу в ВМФ. В 1939 году окончил Ейское военно - морское авиационное училище летчиков.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. Воевал в составе 13-го истребительного авиаполка. Боевую закалку Байсултанов получил еще на полуострове Ханко, где полк сражался с первых дней войны. Аэродром находился настолько близко от вражеских позиций, что взлетать и садиться нередко приходилось под разрывами снарядов. Так что к тревогам и другим неожиданностям он привык.

Летал Алим Байсултанов много. По профессии летчик-истребитель, он не только дрался в воздушных боях, но и штурмовал врага на земле, в море. Делал все, на что был способен его истребитель. Однажды летчик заставил его сделать даже то, что считалось невозможным. Сам конструктор самолета удивился бы, узнав, что "ишачок" держится в воздухе с наполовину отбитым рулем глубины. И не только держится - участвует в бою!

Произошло это 15 июля 1941 года. Обнаружив в море восемь катеров и три грузовых судна противника, капитан Алим Байсултанов повел свою группу в атаку. Один катер сразу же вспыхнул. Но в это время зенитка другого катера пристрелялась к самолету Алима. Рядом полыхнул разрыв. Машина начала проваливаться. Оставалось одно - прыгать с парашютом. Прямо в воду! Не успеешь опомниться, как тебя подцепят багром и вытащат на палубу вражеского катера.

Коммунист Байсултанов решил, что лучше оставаться в самолете до последнего. С силой потянув ручку управления на себя, Алим остановил падение. Теперь можно было разворачиваться в сторону своего аэродрома. А товарищи? Среди них есть новички, не имеющие боевого опыта. Мало ли что может случиться...

И Алим не ушел. На подбитом самолете он снова бросился в атаку. Лишь после того как бой закончился, взял курс на аэродром.

Посадить самолет по правилам было уже нельзя. Поврежденными оказались и шасси. Пришлось садиться прямо на фюзеляж. И опять Алим прежде всего подумал о товарищах. Если он займет посадочную полосу, что будет с другими самолетами? Пока удастся оттащить подбитую машину, им придется кружить над аэродромом. Кружить, когда бензин на исходе...

Алим Байсултанов приземлился в стороне, чтобы не мешать другим.


14 Марта 1942 года группа советских летчиков под командованием Алима Байсултанова провела замечательный воздушный бой. В тот день, около 12:30, во главе шестерки, Алим вылетел на линию фронта сменить патруль. Истребители шли на высоте 3000 метров. Пара прикрытия, которую вел летчик Владимир Дмитриев, шла на 1000 метров выше. Не прошло и пяти минут дежурства в воздухе, как из пункта наведения сообщили: "Большая группа Ju-87 под прикрытием истребителей подходит с юга. Высота 2000 тысячи метров. Атакуйте, "лаптежники" впереди вас, ниже". Для Байсултанова этого было достаточно. Сжав зубы, как делал обычно в таких случаях, он ринулся на врага.

Над передним краем, развив большую скорость при пикировании, наши "Ишачки" на встречном курсе атаковали группу "Юнкерсов". Их было около 15-ти. Первого сбил Байсултанов. Затем, Владимир Дмитриев, идя немного сзади, выпустил по бомбардировщикам четыре РС-82 одним залпом и настолько удачно, что противник потерял сразу же еще 2 летевших рядом самолета.

Атака ошеломила не только бомбардировщиков, но и истребителей прикрытия. Враг беспорядочно начал сбрасывать бомбовый груз над своей территорией и торопливо разворачиваться на обратный курс. Это позволило Байсултанову сбить еще одного "Юнкерса". Всего же, в этом напряженном бою, противник недосчитался 4-х своих машин, а наши летчики привезли лишь десяток пробоин.

К Июню 1942 года заместитель командира эскадрильи 4-го Гвардейского истребительного авиаполка (61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Балтийского Флота ) Гвардии Капитан А. Ю. Байсултанов совершил 277 боевых вылетов, участвуя в 45 воздушных боях лично сбил 7 самолетов противника и еще 2 уничтожил на земле. 23 Октября 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Летом 1943 года Алим Байсултанов был отправлен в тыл для прохождения краткосрочных курсов командиров эскадрилий. К осени он вернулся в свой полк и продолжил борьбу. В своей книге "Балтийцы сражаются" Адмирал В. Ф. Трибуц, командовавший во время войны Краснознаменным Балтийским Флотом, пишет: "Вспоминаю неоднократные доклады Генерала С. И. Кабанова об одном из храбрейших наших летчиков - истребителей, защищавших небо над Ханко, Алиме Байсултанове, родом из Кабардино - Балкарии. Не было дня, чтобы Алим не поднимался в воздух, и не один раз, а дважды, трижды и более. Как бы трудно ни складывадась обстановка, Алим всегда выходил победителем. 277 боевых вылетов, 13 лично сбитых вражеских самолетов - таков итог короткого боевого пути Героя Советского Союза Алима Юсуфовича Байсултанова."

28 Октября 1943 года, сопровождая штурмовики на остров Сескар ( Финский залив ), отважный летчик погиб в воздушном бою. За период боевой деятельности он был награжден Орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ) и медалями.
Tags: С Днём Победы!
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments