kaisynoff (kaisynoff) wrote,
kaisynoff
kaisynoff

Categories:

"Последний из ушедших".

Думаю, что мало кто из антироссийски настроенных адыгов читал книгу Баграта Шинкубы, которую они очень любят вспоминать. И в этом есть своя логика. Во-первых, антироссийски настроенная адыгская (кабардино-черкесская) публика в большинстве своем образована заметно хуже пророссийской, это прослеживается даже в простом общении по скудному словарному запасу и косноязычию. Они вообще очень мало читают, а многие вообще не прочли за свою жизнь ни одной книги. Во-вторых, для них, романтизирующих "лихих людей", набеги и грабежи, содержание этой книги, как и многого другого существенного значения не имеет. Тем не менее, приведу несколько цитат из свежей статьи на Сегодня.Ру.

«ПОСЛЕДНИЙ ИЗ УШЕДШИХ» - КАК ИСЧЕЗАЮТ НАРОДЫ
http://www.segodnia.ru/content/227137

Каждый год в мае отмечается два события, имеющих большое значение в истории абхазо-адыгских народов. 19 мая — день рождения великого абхазского писателя, поэта и лингвиста Баграта Васильевича Шинкубы, чьи произведения любимы и известны далеко за пределами Абхазии и России. Вторая дата 21 мая — день окончания Кавказской войны, длившейся около столетия, и завершившейся в 1864 году. Оба этих события удивительным образом связаны между собой. Одно из наиболее признанных произведений Шинкубы — пронзительный роман, «Последний из ушедших», посвященный трагической судьбе одного из адыгских племен — убыхов.

Шинкуба и сам считал своим главным прозаическим произведением этот историко-философский роман в трех частях.

В наши дни «Последний из ушедших» не теряет своей актуальности не только в силу своей художественной ценности. Дело в том, что трагедию полуторавековой давности определенные силы стремятся перевести в политическую плоскость, воскресить канувшую в Лету вражду и ненависть. И в этом плане трудно переоценить значение произведения Шинкубы, которое еще является и беспристрастным свидетельством, опровергающим спекулянтов от истории.

Упомянутую выше дату — 21 мая, день окончания Кавказской войны, эти не слишком чистоплотные люди пытаются представить как «день депортации адыгов» или даже как «день геноцида черкесского народа». Этот момент, по их мнению, стал результатом событий, происходивших в течение столетия. Напомним, о чем идет речь.

Столетняя война… на Кавказе

22 октября 1762 года российская императрица Екатерина II Великая начертала три коротких слова «Быть по сему» на докладе Сената «Об отведении урочища Моздок для поселения кабардинцев во главе с владельцем Малой Кабарды Кургоко Кончокиным, построении там крепости и превращении Моздока в центр распространения промышленности и торговли».

Моздок был основан на землях, принадлежавших кабардинскому князю, переход которого в русское подданство и христианство, необходимость защиты его и его людей стало основанием для присоединения этой территории к России и строительства крепости. Тем более, что соплеменники князя Черкасского-Кончокина заочно поклялись убить, его имущество ограбить, обратить в рабство его подданных и увести скот. И, надо сказать, прилагали все усилия, чтобы этого добиться.

Тем не менее, поступок Кончокина был поддержан тысячами адыгов из разных племен — от князей до рабов. И если вопросы перехода владетельного князя со всеми своими подданными решался на высшем уровне, то обычному дворянину, свободному крестьянину или рабу достаточно было выйти к казачьему разъезду или к армейскому посту и заявить о желании присягнуть Белому Царю. Бежали подростки обоего пола из тех, кого на семейном совете решили продать в Турцию. Бежали от кровной мести или устав от разбойной жизни, желая заняться мирным трудом под защитой сильной русской власти. Кстати, ассимиляция и крещение вовсе не были обязательными. Единственное, что от перешедших на русскую сторону горцев требовалось, это лояльность и соблюдение законов. За это они получали защиту, возможность самоуправления в мирных аулах и множество льгот (освобождение от налогов, воинской повинности, подъемные). На их традиции и религию никто не посягал. Примечательно, что потомки тех кабардинцев, что первыми присягнули России, до сих пор живут в Моздоке и, частично, в Прохладном. Они исповедуют Православие и очень гордятся своим происхождением.

Как бы то ни было, но от строительства Моздокской крепости нынешние адепты «геноцида адыгов» числят начало «Русско-Черкесской войны»

...Турция, ставшая в XVIII веке главным геополитическим соперником России, непрерывно подстрекала кавказские племена к нападению на русские земли, в том числе, используя экономические стимулы: турки охотно скупали захваченных в набегах людей, и угон жителей станиц и сел для их продажи работорговцам, стал важнейшим промыслом для черкесских воинов. В обмен они получали от турецких торговцев оружие, порох, дефицитную соль и многое другое. В черкесских аулах действовали турецкие миссионеры, обращая горцев, ранее исповедовавших христианство или придерживавшихся языческих верований в ислам и подымая их на войну с «неверными».

Между тем, практически до конца 1810-х гг. российская политика на Кавказе была однозначно оборонительной. В течение почти 50-ти лет после постройки Моздока казаки и войска стояли на правобережье Кубани, стараясь только предотвратить набеги «закубанских хищников». На земли черкесских племен никак не посягали и Кубань с Лабой переходили только в крайнем случае, нехотя, и только в ответ на набеги горцев.

В течение всего этого периода Россия говорит о мире с горцами, пытается торговать с ними, стремится не вступать в конфликты. Одно время даже существовало правило, что все переходы Кубани войска могли делать исключительно с личного разрешения Императора Павла I. Нарушители этого правила жестоко наказывались вне зависимости от того, при каких условиях это нарушение было сделано. Так, в 1797 году более 300 черноморских казаков в ответ на постоянные набеги горцев, доведших многих из них их до полунищенского состояния, самовольно переправились через Кубань, напали на черкесский аул и увели из него до 5 тыс. овец. Когда об этом стало известно императору Павлу I, он приказал овец черкесам вернуть, командира полка отдать под суд, а казакам от его имени передать, что в случае повторения подобного участники набега будут отданы в руки адыгам.

Практически вся документация того времени подчинена идее «непровоцирования» горцев и воздействия на них преимущественно мирными средствами.

...Подобные методы умиротворения приводили к прямо противоположным результатам — разбойничьих набегов становилось все больше, неприятель, истолковав миролюбие царских властей, как проявление слабости, наглел все больше.

Попытки подкупа горских элит были тоже не слишком эффективны. Многие князья старались получать бакшиш как от русских, так и от турок.

Помимо возросшей активности «закубанских хищников» Россию к наступательным действиям на Кавказском направлении понуждало вхождение в состав империи Грузии и две войны первой половины 19 столетия с Турцией.

Чтобы как-то помешать работорговле и ослабить турецкое влияние на черкесские племена, Россия выставила цепь прибрежных укреплений и усилила морское патрулирование акватории Черного моря. Войска перешли Кубань, началось строительство укреплений и укрепленных поселений на черкесских землях. Началось планомерное наступление на немирные аулы, на непримиримых горцев.

После того, как было принято решение о занятии всего Кавказа, исход этой войны был предрешен и очевиден. Однако Санкт-Петербург до последнего старался минимизировать потери с обеих сторон. Но вожди непримиримых, потерявшие практически все, не имевшие сил противостоять огромной русской армии и стоявшие на пороге самой огромной трагедии своего народа, в 1861 году получив от Александра II очередные условия мира, подстрекаемые турками и включившимися в дело британцами, потребовали от царя чуть ли не капитуляции в войне, ни много, ни мало, полного ухода России за Кубань, срытия крепостей, выдачи для расправы десятков соплеменников, принявших русское подданство.

...Длительная кровопролитная война, принесшая неисчислимые беды всем ее участникам, завершилась. На многострадальной земле Кавказа установился долгий мир. Но, как ни странно, не все ему были рады. Так, например, уничтожение рабства и работорговли военнопленными, гражданскими заложниками и даже своими бедными соплеменниками лишало немирные горские кланы важного источника доходов. Становилась невозможной баранта и разбойные нападения на станицы, мирные аулы и дороги.

Лидеры черкесских сообществ, как и любых других народов, зажатые между двумя могучими империями и пытающиеся вести свою политику, долгое время умело лавировали между турками, русскими, англичанами и своими соплеменниками, получая всяческие блага в обмен на видимую лояльность и действия против другой стороны. Причем, эти блага могли быть для них очень существенными и даже жизненно важными, например, военная поддержка, денежная и экономическая помощь, увеличение влияния среди других адыгских племен и т.д. Теперь же, с однозначным переходом адыгских территорий под юрисдикцию России исчезла возможность торга — русские власти требовали абсолютной лояльности, что для ряда представителей местной знати было неприемлемым. И наконец, к этому моменту в Российской Империи уже было ликвидировано крепостное право, и местные феодалы лишались своих рабов и крепостных, которые при переходе в русское подданство становились свободными.

...Интерес Блистательной Порты в этом вопросе был небескорыстен — турецкой армии нужны были штыки. Стамбул рассчитывал на неспокойных окраинах своей империи — на Балканах и в арабских странах, постоянно восстававших против турецких угнетателей, расселить лояльное себе население, которое будет враждебно аборигенам — арабам, сербам, болгарам, грекам. Кроме того, черкесские женщины высоко ценились турецкими сластолюбцами, их поставки в гаремы султана и его пашей происходили столетиями. Теперь ожидался небывалый «демпинг» на этом «рынке».

Но сами черкесы об этом даже не подозревали — им обещали молочные реки в кисельных берегах. Знать рассчитывала на сохранение всех привилегий и на финансовую помощь султана.

...Кстати, Баграта Шинкубу обвиняли в том, что он в угоду советской цензуре и «классового учения» намеренно очернил репутацию убыхских князей, которые в романе предстают, как мелочные, эгоистичные люди, которых интересует лишь собственная, а не народная судьба. Но упреки эти не справедливы — львиная доля ответственности за то, что черкесский народ ушел в изгнание, лежит именно на его знати, купленной турецкими и английскими агентами.

...Шинкуба противопоставляет два пути: абхазы рискнули не метаться между правителями, они выбрали Белого Царя и своего решения не меняли. Убыхский вождь сперва принял от царя чин и жалование, но потом переметнулся к туркам, утащив за собой подчиненные ему рода. В конце 19 века письменности не было у обоих народов. Но абхазы ее получили и сохранили свой язык. Робкие попытки энтузиаста Тагира учить убыхских детей на родном языке пресекались, рукописная азбука сгорела.

...убыхи — это единственная адыгская народность, которая эмигрировала в Турцию практически в полном составе. Их ушло 74,5 тыс. человек, на родине остались только несколько десятков представителей этого племени. То есть, племя, наименее пострадавшее в ходе Кавказской войны и сумевшее иммигрировать без потерь, исчезло полностью, было ассимилировано, утратила свой язык и культуру, в то время, как оставшиеся «под пятой захватчиков» остатки других народностей, сумели сохранить и язык, традиции и развить свою культуру. И все это Баграт Шинкуба передает предельно точно.

...сегодня «черкесскую карту» вновь пытаются разыграть против России. Теперь к Турции добавились США, ЕС, Грузия и даже Израиль. Ради этого и идут нечистоплотные спекуляции вокруг исторических событий 160-летней давности. Враги нашей страны всеми силами стараются вбить новый клин между адыгскими народами и их соседями, создать новую точку напряжения на Кавказе.

И мудрая книга великого абхазского писателя Баграта Васильевича Шинкубы является мощным антидотом против этой отравы.
Tags: Российская Федерация, Турция, черкесские народности
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments