kaisynoff (kaisynoff) wrote,
kaisynoff
kaisynoff

Category:

Невозможно понять ИГИЛ, не зная историю ваххабизма в Саудовской Аравии. Статья Аластэра Крука.

Полностью статья опубликована здесь:
http://www.peremeny.ru/books/osminog/11016

Вынесу лишь один фрагмент

ОБМАНЩИКИ ИСЛАМА

Американский автор и журналист Стивен Колл написал статью о том, как Абд-эль Ваххаб, этот аскетичный и придирчивый последователь суфия Ибн Таймийя ХIV века, презирал «чинную, эстетствующую, курящую табак и вдыхающую гашиш, бьющую в барабаны египетскую знать и оттоманскую, которая путешествовала сквозь Аравию, чтобы помолиться в Мекке».

С точки зрения Абд-эль Ваххаба они были не мусульманами, но обманщиками, лишь маскирующимися под мусульман. Впрочем, поведение бедуинов он оценивал ничуть не лучше. Они раздражали Абд-эль Ваххаба своим почитанием святых, возведением надгробий и своей «суеверностью» (например, почитанием могил или мест, которые считались пронизанными духом святым).

Все это Абд-эль Ваххаб осуждал как бида — запрещенное богом. Как Таймийя до него, Абд-эль Ваххаб верил, что то время, в которое пророк Мухаммед жил в Медине, был идеалом мусульманского общества («лучшими временами»), который все мусульмане должны стремиться воспроизвести (это, по сути, и есть салафизм).

Таймийя объявил войну шиитам, суфизму и греческой философии. Он также высказывался против посещения могилы пророка и празднований его дня рождения, объявляя, что такое поведение являлось чистой имитацией христианского почитания Иисуса как бога (то есть, идолопоклонством). Абд-эль Ваххаб вобрал это учение, объявив, что «любое сомнение или колебание» со стороны верующего в части признания данной частной интерпретации ислама должно «лишать его неприкосновенности его собственности и его жизни».

Одним из основных принципов доктрины Абд-эль Ваххаба, его ключевой идеей является такфир. В соответствии с доктриной, Абд-эль Ваххаб и его последователи могут считать мусульман неверными, если они участвуют в деяниях, которые как бы то ни было могут посягнуть на суверенитет высшей власти (то есть, короля). Абд-эль Ваххаб осуждал всех мусульман, почитавших мертвых, святых или ангелов. Он настаивал на том, что подобные чувства отвлекают от полного подчинения, которое должен испытывать верующий по отношению к богу и только к нему. Соответственно, ваххабизм запрещает любые молитвы или усопшим святым, паломничество к могилам и специальные мечети, религиозные праздники, посвященные святым, отмечание дня рождения пророка Мухаммеда и даже использование могильных камней на похоронах.

Абд-эль Ваххаб требовал послушания, причем послушания, выраженного физически, осязаемо. Он доказывал, что все мусульмане обязаны лично клясться в верности единому лидеру мусульман (Халифу, буде такой появится). Те, кто не подчинится, должны быть истреблены, их жены и дочери обесчещены, а их имущество конфисковано, писал он. Список отступников, заслуживающих смерти, включал в себя шиитов, суфиев и другие ветви ислама, которых Абд-эль Ваххаб вообще не считал мусульманами.

Здесь ничего, что разделяло бы ваххабизм и ИГИЛ. Раскол появился позже, при последующей институционализации доктрины Мухаммеда ибн Абд-эль Ваххаба «один властелин, одно государство, одна мечеть» — тех трех столпов, которые были заимствованы с прицелом на короля Саудов, абсолютного властителя официального ваххабизма, и его власть над «миром» (то есть, мечетью).

Именно этот раскол — отрицание в ИГИЛ трех столпов, на которых зиждится нынче вся власть суннитов — делает ИГИЛ, во всех остальных аспектах соответствующий ваххабизму, глубинной угрозой для Саудовской Аравии.
Tags: Ваххабизм, ИГИЛ, Саудовская Аравия
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments